Содержание
С увеличением интенсивности дорожного движения на трассах, возникает необходимость комплексного подхода к решению вопроса безопасности водителей и пешеходов. Одним из вариантов такого решения является установка дорожного ограждения. Изготовление и монтаж барьеров осуществляется в строгом соответствии ГОСТу.
Назначение дорожных ограждений
Защитное заграждение для дороги выполняет несколько важных функций:
- Разграничение движения: пешеходное направление отделяется от потока автотранспорта, а также происходит разделение встречных полос друг от друга.
- Перенаправление потока движения во время ремонта автодороги.
- Обеспечение безопасности движения: дорожные ограждения гасят энергию удара, препятствуя переворачиванию автомобиля. На особо сложных участках дороги (на мостах, возвышенностях, возле обрывов) они защищают машину от съезда в кювет.
- Ограждения на дороге нужны также для того, чтобы не пропускать на трассу животных, которые часто становятся виновниками аварий.
Барьерные ограждающие устройства играют важную роль в обеспечении безопасности движения на дороге. Доказательством тому служит большое количество случаев, когда во время автоаварий удавалось избежать гибели людей благодаря смягчению удара или препятствию выезда на встречную полосу.
Виды ограждений
У дорог бывает различный рельеф, ширина, они могут пролегать по разнообразной местности. Поэтому существуют виды дорожных ограждений, которые отличаются по функциональности, материалу изготовления и форме. Монтаж и выбор материала, из которого изготавливают барьерное ограждение, зависят от его функций.
По типу материала
В зависимости от того, какой материал используется при изготовлении барьеров, выделяют:
- Пластиковые дорожные барьеры.
Это контейнеры, полые внутри, заполняемые водой, щебнем мелкой фракции или песком. Обычно их устанавливают на аварийном участке дороги для огораживания места проведения ремонтных работ. В нашей стране установка пластиковых барьеров является временной мерой, но за рубежом их монтируют на постоянной основе на трассах с небольшими неровностями рельефа.
Главным преимуществом этого вида дорожного ограждения является способность смягчать удар и сдерживать автомобиль от значительных повреждений. При ударе о пластиковое заграждение риск того, что сильно пострадают люди или машина, значительно ниже, чем при столкновении с барьерами другого типа. Дорожный барьер из пластика легко транспортировать, а красный или белый цвет емкостей привлекает к себе внимание водителей. Недостатком пластиковых барьеров является низкая прочность.
- Бетонные и железобетонные дорожные ограждения.
Эти конструкции отличаются высокой прочностью, способностью сдерживать сильные удары. Бывают двух типов: разделительные и ограждающие. Первый тип бетонных отбойников разделяет дорогу на одинаковые полосы, чтобы предотвратить столкновение автотранспорта, который движется навстречу друг другу. Второй тип устанавливают на обочине дорог, чтобы не давать транспорту съезжать в кювет. Недостатком бетонных барьеров является возможность наносить сильные повреждения пассажирам и автомобилю при столкновении.
- Металлические дорожные удерживающие перила.
Наиболее популярное ограждение, которое устанавливается на трассах. Металлическое ограждение состоит из профиля и стоек, к которым он крепится. Широкое использование металлических барьеров среди других разновидностей объясняется тем, что они более прочные, чем пластиковые, и более безопасные, чем бетонные. Например, в случае аварии автомобиль получит менее значительные повреждения при столкновении с металлическим барьером, потому что часть энергии на себя заберет амортизатор, установленный между стойкой и профилем.
Дорожный барьер из металла делится на несколько видов:
- Одностороннее ограждение, устанавливаемое по краям автомагистрали. Этот барьер защищает автомобиль от съезда с дороги.
- Двустороннее заграждение, устанавливаемое на дороге между полосами встречного движения. Оно разделяет их и препятствует столкновению транспорта.
- Мостовые односторонние и двусторонние барьеры.
По функционалу
Независимо от того, из какого материала изготавливается дорожный барьер, по функциональному назначению их классифицируют как разделительные, ограждающие и удерживающие. В соответствии с названиями, дорожный барьер устанавливается для разделения полос магистрали, ограждения дорог от пешеходной зоны, аварийного участка; а также удержания транспорта от съезда с трассы или моста.
По внешнему виду
Внешний вид дорожных ограждений барьерного типа строго нормируется ГОСТом. Особенно это касается ограждений, установленных на трассах федерального значения. По своей форме барьерные ограждения бывают:
- Балочные, с креплением металлической балки на опорные стойки.
- Тросовые: заграждение выполнено в виде металлического троса, натянутого между опорными столбами.
- Дорожный барьер трапециевидной формы. Это бетонные и железобетонные конструкции.
- Заборные: барьеры из железобетона, выполненные в виде небольших заборов.
- Водоналивные: пластиковые емкости, наполненные водой.
На обочинах крутых поворотов, высоких подъемов, возможна установка дорожных барьеров несколькими рядами.
Конструкция металлических барьерных ограждений
Ограждения барьерного типа состоят из отдельных секций. Каждая секция включает прямую и радиусную балку. Кроме того, конструкция содержит другие элементы – мостовые или дорожные стойки (швеллеры), в том числе начального и конечного участка балки. Ограждение барьерного типа включает в себя также консоли-амортизаторы, крепежи, усиливающие, световозвращающие элементы.
Металлические дорожные ограждения барьерного типа изготавливаются из прочного оцинкованного или не оцинкованного листа. Листовая сталь имеет форму волны. Лучше делать ограждение оцинкованное, чтобы оно было устойчиво к коррозии. В противном случае, барьер нужно будет грунтовать и красить. Все секции и элементы барьеров должны быть изготовлены в строгом соответствии ГОСТ – только такая продукция сможет гарантировать безопасность движения на дорогах.
Правила установки
Монтажом барьерного ограждения занимаются специальные дорожно-строительные организации. При этом, качество не только продукции, но и работ по установке барьерных ограждений, должны соответствовать ГОСТу.
Правильный монтаж заграждений состоит из нескольких этапов:
- Предварительные работы, включающие подготовку дорожного полотна, укрепление откосов и насыпей, планировку прилегающих к дороге участков.
- Нанесение точной разметки для установки опорных столбиков. Для этого проводится проектная линия с установкой колышек и натягиванием шнура вдоль нее.
- Бурение скважин для установки опорных стоек. Если грунт слабый, на дно пробуренных ям укладывают щебеночную или песчаную подушку, тщательно утрамбовывая ее.
- Заливка основания ям под опорные стойки, толщина которых 10 см, а длина – 1,8 м. После засыхания бетонного раствора устанавливают столбики. Для правильности монтажа они устанавливаются строго вертикально, для чего используется отвес. Сначала монтируют крайний столбик концевого участка, затем – среднего, а через 20 м устанавливают маячный столб. Чтобы проверить уровень самого заграждения, между ними натягивают шнур или ставят шаблон из металлопрофиля.
- После проверки положения столбов устанавливают промежуточные стойки.
- Монтаж секций балок производят от конца к началу участка. При этом их прочно не прикручивают к стойкам: с помощью данной технологии можно проверить соосность всех элементов конструкции. Если установка произведена правильно, все элементы и секции прочно скрепляют друг с другом анкерами. Следует помнить: нельзя производить монтаж барьеров, которые имеют какие-либо дефекты.
На последнем этапе металлические секции, стойки, крепежи очищают от пыли, грязи, коррозии, покрывают грунтовкой, а затем двумя слоями краски. Основные положения по ГОСТу гласят, что ширина белой полосы на «волне» должна составлять 2 метра, а черной – 1 метр.
Для мостовых ограждений действует другой вариант установки: стойки крепятся к специальным закладным деталям, размещение которых предусмотрено еще при возведении моста.
Чтобы обеспечить безопасность на дорогах водителям и пешеходам, важно соблюдать правила применения существующих норм при изготовлении и установке дорожных барьеров. Существуют различные типы заграждений для различных дорожных условий, но все они нужны для того, чтобы максимально снизить аварийность на трассах.